В Доме кино показали документальный фильм про Тарковского


В Центральном Доме кинематографистов состоялся показ документального фильма Андрея Тарковского-младшего «Андрей Тарковский. Кино как молитва». Впервые картина была показана на 76-м Венецианском кинофестивале. По словам режиссера, изначально задумывалось сделать рассказ-интервью с людьми, которые были близки Тарковскому, но через несколько лет замысел фильма был переосмыслен. Андрей Андреевич тщательно изучил архивы отца, работал с аудиозаписями его лекций, интервью, творческих встреч с публикой, и решил снять фильм-монолог Тарковского о самом себе, основываясь на этом уникальном материале. Режиссер признается, что из 600 часов записей отца нужно было выбрать определенные фрагменты, все привести в порядок и смонтировать. В фильме использованы записи лекций Андрея Тарковского по кинорежиссуре. Это два курса лекций, которые Андрей Арсеньевич читал на Высших режиссерских курсах в 1977 и 1981 годах.

Весь материал фильма выстроен в том же хронологическом порядке, как и был записан. Например, последние рассуждения о жизни, о смерти взяты из интервью последнего года жизни режиссера. Весь материал фильма – часть большого архива Тарковского во Флоренции и архива Марианны Чугуновой в Москве. Из огромного количества аудиоматериала удалось собрать скелет рассказа, и только после этого Андрей Андреевич стал работать над видеорядом. Режиссер ездил по местам съемок «Ностальгии» в Италии, посетил остров Готланд в Швеции, где Андрей Арсеньевич снимал «Жертвоприношение». В России – это Тучково, где снималось «Зеркало», и, конечно же, деревня Мясное – любимый с детства дом Тарковского. В картине также использована редкая хроника со съемочных площадок фильмов режиссера. Андрей Андреевич рассказал, что по каждой своей картине отец вел покадровый рабочий дневник.

Для Андрея Тарковского-младшего фильм об отце – очень личная работа. Режиссер показал Андрея Арсеньевича через призму своего восприятия и сделал попытку снова приблизить его к публике, чтобы зритель услышал его голос. Для него было важно показать, о чем думал и размышлял сам Тарковский, в чем был его творческий поиск. По словам Андрея Андреевича, отец в первую очередь был художником в кино и сопоставлял свое творчество с поэзией. В фильме также присутствуют кадры из фильма «Каток и скрипка» — дипломной работы Андрея Тарковского. Здесь режиссер только нащупывал свой путь в кино, но даже в такой поэтической юношеской работе, уже был виден художник.

Андрей Андреевич словно делит картину на главы, где каждый фильм Тарковского означал определенный переходный этап в его творчестве. Режиссер признается, что ему было очень важно показать духовную и поэтическую связь Тарковского со своим отцом. Поэтика Арсения Таковского, по его словам, всегда была прочным фундаментом творчества Андрея Арсеньевича. Интересно, что стихи, которые зритель слышит в картине были специально записаны для фильма «Зеркало», но не вошли в него. Стихи автобиографичные и прекрасно иллюстрируют взаимоотношения Андрея и Арсения Тарковских. У Андрея Тарковского не было картин, которые не содержали бы личные моменты биографии, семейные истории и воспоминания. За девяносто минут экранного времени Андрею Тарковскому-младшему удалось передать полноту жизненных и творческих взглядов отца. В каждом высказывании Андрея Арсеньевича чувствуется удивительная злободневность. Он размышляет о непреходящих вещах и как большой художник был на шаг впереди своего времени.

Наталья Тонких

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!