Эммануэль Амон: «Советское кино – это и сейчас авангард»


В киноцентре «Октябрь» состоялся премьерный показ французского документального фильма Эммануэля Амона «Сила мечты», приуроченного к 100-летию Октябрьской революции. Картина рассказывает о культурной революции в России 20-х годов прошлого века, которую возглавила творческая интеллигенция. Среди героев фильма: поэт Владимир Маяковский, великие режиссеры Лев Кулешов, Сергей Эйзенштейн, тогдашний руководитель советского кинематографа Борис Шумяцкий. На экране нам рассказывают историю этого уникального периода, где свобода творчества была исключительно важной через призму архивных кинокадров. Авторы фильма убеждены: утопические иллюзии, которые были впоследствии загублены авторитарной властью, повлияли на кино так же, как и на остальные сферы искусства.

«Сила мечты» — совместная работа французских кинематографистов и киноархивистов России. Для ее создания использованы уникальные материалы Госфильмофонда России, Российского государственного архива кинофотодокументов, Синематеки Тулузы и других киноархивов. Премьера фильма состоялась на 74-м Венецианском кинофестивале в секции Venezia Classici. Представить фильм в Россию приехали режиссер Эммануэль Амон, сценарист Томас Чейссон, продюсер Софи Гупиль и историк Наташа Лоран. Наш корреспондент поговорил с режиссером картины «Сила мечты» Эммануэлем Амоном накануне премьеры в кинотеатре «Октябрь».

— Почему Вас заинтересовала эта тема – русская революция, русское искусство?

— Когда я впервые увидел ранние советские фильмы, то был ими просто восхищен. Приближался 2017-й год – сто лет русской революции. Я подумал, что надо сделать что-то к этой исторической дате. Ведь это очень важное событие для истории России и всего мира. Тем более что революция искусств произошла в стране параллельно с Великой Октябрьской социалистической революцией.

Конечно, «Сила мечты» — это фильм об истории советского кино. Замечательные картины 20-х годов до сих пор современны, учитывая, что их создатели были очень молоды. Поэтому надеюсь, что и мой фильм будет актуален.

— Какие фильмы вы отбирали?

— Отбирал на свое вкус и пристрастие. Но прежде всего, картины режиссеров-классиков: Эйзенштейн, Кулешов, Вертов. И обойти их невозможно. Еще я познакомился с картинами Абрама Роома. Открытием стала для меня его картина «Третья мещанская» («Любовь втроем»). Замечательная картина рассказывает о месте женщины в обществе. О ее личной драме – уходе от мужа и беременности. Это для меня очень актуальный и авангардный сюжет.

— Какое влияние оказал советский кинематограф на французский?

— Начну с «эффекта Кулешова», великого открытия. Это грамматика для всех режиссеров. Надо понимать масштаб. Не говоря же об Эйзенштейне – его эксперименты с монтажом открыли для меня новый киноязык.

— А что восприняли последователи «новой волны» из знакомства с нашими фильмами?

— Очень удивила свобода ваших режиссеров, которые создали фильмы, разрушающие правила. Режиссеры французской новой волны сделали то же самое. Вот к примеру, «Третья Мещанская» Абрама Роома. Это бывает так редко. Такой фильм вполне мог быть создан французскими режиссерами «новой волны». И это замечательно.

— Насколько вам помог Госфильмофонд?

— Я много работал в разных архивах мира. Когда мы начали сотрудничать с Госфильмофондом, то были удивлены отменной сохранностью и высоким качеством пленки. Это было замечательно — сотрудничать таким образом. Здесь работают высококлассные специалисты: и технические, и научные консультанты, которые нам очень помогли. Я рад тому, что еще раз приехал в Россию и тому, что премьера фильма пройдет здесь.

— Эта лента выйдет в прокат?

— Да. И это замечательно. Одновременно «Сила мечты» выйдет на телевидении во Франции, также будет показана на разных фестивалях мира. Ведь это — история кино не одной страны, а всего мира.

— Кто Ваш любимый русский режиссер?

— Из классиков – Борис Барнет.

Текст: Наталья БОБРОВА

Фото: Наталья БОБРОВА

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!