24 августа в Союзе кинематографистов РФ прошла очередная встреча в online режиме, посвященная вопросам финансирования и продвижения документального кино. В ней приняли участие: Первый заместитель Председателя СК РФ Лариса Солоницына, Оргсекретарь СК РФ Михаил Калинин, руководитель отдела по работе с регионами Андрей Трещалин, заместитель директора Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры России Галина Сыцко, председатель ФУМО в сфере высшего образования и среднего профессионального образования «Экранные искусства» Алевтина Николаева Чинарова, президент Ассоциации документального кино СК РФ Галина Леонтьева, Ольга Бельская – Иркутское областное отделение, Ада Бернатоните – Томск, Любовь Бурина – Саратовская область, Александр Быков – Смоленск, Геннадий Головко – Ростовское областное отделение, Мадина Дзортова – представительство Ингушетии, Борис Маевский – Крымское республиканское отделение, Павел Печенкин – Пермский край, Алексей Романов – Республика Саха (Якутия), Светлана Старостина – Пензенское областное отделение, Магомед Сулейманов – Дагестанское республиканское отделение, Александр Тарасов – Ивановское областное отделение, Валерий Тимощенко – Краснодарское краевое отделение, Харон Хидаев – Чеченское республиканское отделение.
Встреча строилась на вопросах и ответах, что дало возможность руководителям регионов задать и прояснить волнующие их вопросы, с одной стороны, и представителю Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ, с другой стороны, получить информацию непосредственно от региональных представительств Союза кинематографистов России. Это дает возможность упорядочить обратную связь с документалистами, что необходимо при дальнейшем планировании работы отрасли.
С первым блоком вопросов и предложений обратился Александр Быков (Смоленск). Он предложил внести изменения в оценку эффективности фильмов, где бы учитывались не только финансовые показатели, но и посещаемость кинозалов, а также других аудиторий, где проводятся показы фильмов.
Заместитель директора Департамента кинематографии и цифрового развития Галина Сыцко отметила, что Департамент, который она представляет, уже некоторое время работает над Концепцией развития отечественного кинематографа до 2030 года, и в нем значительное место уделено регионам в направлении поддержки по продюсированию и развитию киносети. Так же она отметила, что Департамент при распределении субсидий строго соотносит свою работу с действующим законодательством и правительственными распоряжениями, при этом кинематограф здесь уже имеет ряд преимуществ, и в дальнейшем предусмотрено учитывать полезный опыт и замечания практиков.
На важность этого вопроса обратила внимание и Лариса Солоницына – учитывать на выходе не только финансовые показатели, но и качественные, где количество зрителей может стать опосредованным показателем эффективности работы студий с фильмами.
Следующим предложением А.Быкова было создание общей платформы для размещения видеоконтента.
Здесь надо отметить, этот вопрос закономерен, т.к. он давно обсуждается в Союзе кинематографистов, и прорабатываются планы создания такого сайта по документальным фильмам, созданными членами СК России.
В свою очередь Галина Сыцко заметила, что существует портал Культура РФ, который имеет хорошую команду, большую базу и своего зрителя. Она предложила принять в его работе активное участие, тем более что показы идут на некоммерческой основе. Ведется работа над новым проектом, о чем можно будет сказать позже.
Коснулся представитель Смоленска и вопроса проведения питчингов с пожеланием активнее вовлекать регионы. Он также предложил расширить систему поощрений кинематографистов. В обоих направлениях работа Союзом кинематографистов уже ведется и постоянно совершенствуется.
Важную тему необходимости воссоздания проекта кинолетописи страны затронул Алексей Романов (Якутия), его поддержал Валерий Тимощенко, сказав о значимости кинохроники не только в жизни документалистов, но и всей страны.
Эта тема в центре внимание уже на протяжении ряда лет, ее обсуждали и на прошедшем Съезде Союза кинематографистов России, и на конференции в Белых столбах. Уже 25 лет летописи не ведется, — об этом не раз говорили не только документалисты, но и представители Красногорского киноархива. Конечно, это одна из первоочередных задач, которую надо решать совместными усилиями. «Мы теряем историю своей страны», — отметила Лариса Солоницына.
Телевидение не является создателем кинолетописи, т.к. в первую очередь его задачи — это тв-журналистика, т.е. на телевидении «слово» в приоритете. Кинолетопись же фиксирует историю страны через художественное осмысление событий, через образную систему. А это можно сделать только посредством кинематографа. Вдобавок ко всему ТВ не сохраняет отснятый материал (только выборочно, т.к. у них нет технических возможностей для качественной сохранности видеопленки). Только Красногорский киноархив, использует современные методы хранения кино-видеоматериала. Именно РГАКФД собирает и сохраняет так необходимую государству киноисторию страны.
Эту точку зрения поддержали Мадина Дзортова, Ольга Бельская, Валерий Тимощенко, Александр Михайлов.
После долгих обсуждений этого вопроса, Лариса Солоницина предложила назначить Галину Леонтьеву ответственной за координацию итогового документа по Кинолетописи.
Документальное кино занимает в отрасли все более значимое место, его результаты отражаются не только в финансовых показателях, оно имеет большое воспитательное значение, определенным образом влияет на формирование мировоззрения зрителя. Об этом говорил Павел Печенкин, обозначив итоги конференции «Прокат документального кино в России: настоящее и будущее», прошедшей в июне этого года в Перми в рамках фестиваля «Флаэртиана в городе» и собравшей многих документалистов страны. На конференции обсуждались вопросы производства, продвижения документального кино, его содержательной составляющей, а также работу Синематеки.
Практически на все вопросы в этот день кинематографисты получили развернутые и исчерпывающие ответы от Галины Сыцко. Был вопрос от Ларисы Солоницыной, о том, насколько важна поддержка Союза кинематографистов при подаче заявки на очередной конкурс. Эта поддержка, заметила Галина Сыцко, может сыграть свою роль при написании продюсерской концепции, но гораздо важнее – крепкая позиция продюсера. Так же стоит иметь в виду — наличие поддержки со стороны дистрибьютера для игрового кино, телеканала – для анимационного кино, института (научной организации) – при создании научно-популярного кино (для неигрового кино).
В конце видеоконференции кинематографисты продолжили обсуждение проектов, заявленных на предыдущих встречах. Так определенная работа была проделана и продолжается по созданию общей фестивальной карты.
Настоящий разговор очертил круг вопросов в документальном кино, требующих своего решения, и наметил возможные пути их реализации.
Главное, что по итогам встречи обе стороны подчеркнули важность и продуктивность такого формата взаимной работы и поддержали Online конференции, сделав их систематическими.
Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!