Российские программы 43 ММКФ. День за днем. Семнадцатый год глазами очевидцев


«Неизвестный 1917-й» – так называется фильм Галины Евтушенко, показанный в рамках Российских программ ММКФ 24 апреля в Малом зале Дома кино. Он и в самом деле неизвестный – мы привыкли к взятию Зимнего, залпу «Авроры», толпе митингующих и Ленину на броневике. Здесь же – совсем другая хроника. Случайно или сознательно – не в этом суть. Главное – в ином, мы видим мир глазами людей, вдруг оказавшихся в совершенно ином мире и сначала даже об этом не подозревавших.

Они ходили в зоопарк и кормили слонов, смотрели спектакли и слушали музыку, посещали синематограф и ресторан. Февральская революция случилось, когда в Александринке шла премьера «Маскарада» в постановке Мейерхолда, октябрьская – когда давали «Дон Карлос» с Шаляпиным в роли короля Филиппа. Загрохотали пушки, публика в испуге повскакала с мест, но Шаляпин сумел всех остановить – спектакль продолжился, и зрители тоже остались в зале.

Мы увидим Шаляпина и услышим записи из дневника его дочери, узнаем историю любви Александры Коллонтай и Петра Дыбенко, найдем неизвестный автограф Пушкина и едва избежим расстрела вместе с Паустовским. Мейерхольд и Эйзенштейн, Игорь Грабарь и Анна Ахматова – все они, по словам режиссера Галины Евтушенко, «значимы для нашей культуры. Каждого из них мы попытались подать в особом ключе. Но их личные истории, история человека на фоне, когда большая история меняет свой ход – это и есть история нашей картины. Эта картина не датская, то есть она сделана не к дате. Она снята именно по велению сердца. Потому что ключом к ней может служить одна фраза из дневника Александры Коллонтай – «почему люди революции не знаю сочувствия, сострадания?» Эта фраза – ключ к фильму». Да, история с Волконским страшна в своей нелепости и беспомощности человека перед теми, кто в данный момент имеет власть и желает эту власть показать. Старику восемьдесят четыре года, его выгоняют на улицу, при этом его квартира Петру Дыбенко не нужна. Страшно и злободневно. Вообще весь фильм перекликается с днем сегодняшним. И час просмотра пролетает намного быстрее по временному ощущению, а насыщенность событиями гораздо больше, чем, кажется, может вместить час экранного времени.

Еще очень хочется отметить работу оператора Виктора Доброницкого – какие планы, какая филигранная работа в музеях, ощущение наполненности этих комнат жизнью – это и дом Шаляпина, и усадьба в Лопасне. И отдельное спасибо за монтаж – стыки, перебивки – все точно работает на общий замысел картины, и кадры из старых советских фильмов узнаваемы моему поколению, но они работают как образ времени, а для молодежи – хроника эпохи.

Елена Ульянова, киновед

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!