«Неотправленное письмо» — вечер-посвящение Татьяне Самойловой


4 мая в Большом зале Дома кино состоялся вечер-посвящение народной артистке России, лауреату XI Каннского кинофестиваля Татьяне Евгеньевне Самойловой.

Эта дата выбрана не случайно. 4 мая 2014 года любимой русской актрисы не стало. Накануне этого трагического события готовился юбилейный вечер в честь 80-летия Татьяны Евгеньевны и, по словам генерального директора Гильдии актеров кино России Валерии Гущиной, – все уже было готово и продумано.

— Рожденная 4 мая, ушла от нас 4 мая. Вопреки всему, Гильдия актеров кино не отменила вечер. Как можно? Ведь журавли летят! Где же их Таня? — воскликнула Валерия Александровна, которая весь вечер стояла на сцене, рассказывая залу, какой она помнит Татьяну Самойлову.

Валерия Гущина вспоминала, как 4 мая 2014 года в этом зале шла теплая неспешная беседа. Тональность вечеру задал тогда народный артист России Лев Прыгунов – он первым стал вспоминать Татьяну Евгеньевну такой, какой знал лично и вдруг сказал, что вечер напоминает ему неотправленное письмо. Отсюда и родилось название вечера 2018 года. Тогда, пять лет назад, из зала один за другим выходили актеры-ветераны Великой Отечественной войны, которым в канун Великой Победы очень важно было со сцены обратиться к зрителю. Именно с того дня в Гильдии актеров зародилась традиция: каждый год 4 мая приглашать в Дом кино актеров, которые разделили горькую судьбу страны. В день ухода Татьяны Самойловой в семье Гильдии было 26 актеров-ветеранов, – на сегодняшний день их осталось 11.

В этот вечер на сцену Большого зала вышли два актера-ветерана:
заслуженная артистка России Раиса Семеновна Куркина и народный артист России Николай Сергеевич Лебедев. Также Валерия Гущина пригласила на сцену заслуженного кинематографиста России Юрия Петровича Леечкиса – хранителя Дома кино, без которого показ любого фильма в этих стенах просто невозможен.

— Нашему поколению верить можно! Мы не лжем! — обратилась к залу Раиса Семеновна Куркина. Николай Сергеевич Лебедев участвовал с первых дней в Великой Отечественной войне: «Нас очень мало осталось. Хочу пожелать Вам радости! Не смотрите на грязь – смотрите на звезды!»

Юрий Петрович Леечкис открыл для всех присутствующих еще одну удивительную страницу истории. 4 мая 1934 года в Москве был открыт Дом кино, в котором с тех пор счастье и грусть сплелись воедино.

В последние годы жизни Гильдия актеров стала для Татьяны Самойловой настоящей семьей. В комнате номер 5 Татьяна Евгеньевна проводила много времени, наблюдая за ежедневной напряженной работой Гильдии.

— Она порой даже не пила чай, а просто сидела и наблюдала за нашим рабочим процессом. Иногда уходила, рассердившись на шум и телефонные звонки, не понимая, как мы все это выдерживаем. Но, спустя какое-то время, вновь возвращалась, садилась и продолжала слушать, — вспоминала Валерия Гущина.

Главным событием вечера стал показ нового документального фильма о Татьяне Самойловой. Картину до этого момента не видел еще никто. Это была самая настоящая премьера с красивым именем «Таня» режиссера Павла Мирзоева.

Сценаристом в картине выступила легендарная сценаристка и киновед Эльга Лындина: «Таня была моей подругой и сделать эту картину было просто моим долгом. За месяц до ее смерти я рассказала ей о своем желании. Вот, картина родилась, а Тани нет уже 4 года. Я очень рада, что мы сегодня можем в какой-то степени ее вам вернуть».

По словам Эльги Лындиной, документальной картине отказали в государственной субсидии. Но есть люди, для которых нет ничего невозможного. Таким человеком оказалась продюсер фильма “Таня” Марианна Балашова. Именно она нашла деньги на дорогостоющую отечественную и французскую хронику, где зритель может видеть редкие кадры с Каннского кинофестиваля 1958 года. В картине даже снялся Клод Лелуш. В фильме также приняли участие настоящие мастера отечественного кино: актер театра и кино Виктор Сухоруков, режиссеры Вадим Абдрашитов и Николай Лебедев, генеральный директор Московского Международного кинофестиваля Наталья Семина, директор Гильдии актеров кино России Валерия Гущина. Каждый из них словно рисует свой портрет Татьяны Евгеньевны. Большинство интервью, фрагменты которых можно увидеть в фильме, довелось снимать самой Эльге Лындиной.

Для режиссера фильма «Таня» Павла Мирзоева полный зал стал настоящей наградой: «Если через 60 лет после выхода фильма «Летят журавли» наша документальная картина собирает полный зал, — это значит, что Татьяна Самойлова навсегда! На самом деле, автор нашего фильма – она!».

Наталья Тонких

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!