Фаворитом фестиваля в Ейске стал фильм «Ван Гоги»


В Ейске, одном из лучших курортных городов Азовского побережья Краснодарского края, завершился очередной кинофестиваль «Провинциальная Россия». Седьмой раз съехались в Ейск именитые кинематографисты — актеры, продюсеры, сценаристы и журналисты, чтобы пообщаться с любителями кино и показать им новые фильмы. Приветствуя фестиваль, его президент Сергей Новожилов отметил: «В Ейске удивительные и отзывчивые зрители, нуждающиеся в хорошем кино. Здесь всегда полные залы. В городе сильное киноклубное движение, и фестиваль, как мне кажется, ценен именно этой обращенностью к зрителю».

Как передать ту удивительную, особую незабываемую атмосферу искреннего провинциального гостеприимства, в которую окунулись по приезду участники и гости фестиваля? Кубань всегда славилась талантами. Трудно не согласиться с Главой муниципального образования Ейский район Юрием Келембетом, отметившим в своем обращении к участникам фестиваля, что «благодатная ейская земля пропитана духом артистизма и неиссякаемого творчества». Это продемонстрировали на торжественных церемониях открытия и закрытия фестиваля различные самодеятельные танцевальные, музыкальные и цирковые творческие коллективы Ейска, блеснув многогранными талантами.

За годы существования и сам фестиваль выработал собственный стиль, чем очень гордится. Добрая атмосфера искренности и радушия, которыми испокон веков так славится русская провинция, стали визитной карточкой фестиваля. Ейский край неспроста выбран местом его проведения. С городом неотъемлемо связаны имена многих кинематографистов — здесь начинали свой творческий путь Сергей Бондарчук и Татьяна Пельтцер, прошли детские годы Нонны Мордюковой, в Ейске родились актер и режиссер Евгений Червяков, впервые сыгравший в кино А.С. Пушкина, режиссер-документалист Евгений Цымбал. Снималось и снимается на Кубани и немало отечественных фильмов. Среди самых известных — картина «Звезды на крыльях» с юными Вячеславом Тихоновым и Юрием Боголюбовым в главных ролях, приключенческая лента «Казаки-разбойники», комедия «Выкрутасы» с Константином Хабенским.

Ейчане очень гордятся своими кинематографическими корнями. В культурном центре города, неподалеку от кинотеатра «Премьер», в котором проходили просмотры фильмов фестиваля, режиссеру Сергею Бондарчуку и актрисе Нонне Мордюковой установлены памятники. В один из дней, по сложившейся традиции, участники фестиваля почтили память именитых кинематографистов. Возлагая цветы, председатель жюри фестиваля, народная артистка СССР Людмила Чурсина сказала: «Щедрая ейская земля одарила наш кинематограф замечательными талантами. С Нонной Викторовной я вместе работала в картине «Журавушка». Меня восхищали ее талант, мастерство и умение органично существовать в кадре. Часто реплики ее героинь уходили с экрана в народ. Как, например такая: «Вот и пойми этих мужиков: то ему — то, а то ему сразу р-раз — и это!».

На пресс-конференции Директор кинофестиваля и кинотеатра «Премьер» Надежда Долженко высказала пожелание, чтобы фильмы, которые с таким успехом демонстрируются на фестивалях, попадали бы потом на экраны. «Я занимаюсь прокатом двадцать лет. — Сказала она. — Являясь директором кинотеатра прекрасно понимаю, что наш кинематограф процентов на 80 коммертизирован. Его основная цель — зарабатывание средств. Однако, радует, что процент российского кинопроката в наших кинотеатрах стал намного выше, чем был раньше. То есть, зарубежное кино стало немного отступать и приближать к себе российский кинематограф. Наш зритель начинает менять свою позицию. Если раньше, несколько лет назад, зритель подходил к афише кинотеатра и видя отечественный фильм, отходил в сторону, то сейчас ситуация меняется к лучшему — процент российских фильмов в прокате увеличивается. И это говорит о том, что вслед за временем меняются пристрастия, желания и интересы зрителей, которые стали более внимательными к тому, что смотрят».

Фестиваль порадовал тем, что залы кинотеатра «Премьер», где демонстрировались фильмы фестиваля были полны. Программа оказалась многожанровой и разнообразной. И каждый из зрителей нашел в ней что-то на свой вкус и предпочтения. Программа, составленная молодым киноведом Александрой Шмыровой оказалась достаточно сильной, что говорит не только о вкусах и предпочтениях самой Александры, но и о заметном росте нашего кинематографа. Не просто было профессиональному жюри, возглавляемому Людмилой Чурсиной, выбрать фаворитов. Актриса не без гордости отмечала, что с командой ей повезло — члены жюри оказались на редкость доброжелательными и по-доброму ироничными, работали слажено. Фактически единогласно актрисы Людмила Чурсина и Ольга Машная, актер и режиссер Владимир Шевельков, режиссер Дмитрий Семибратов и продюсер, режиссер Тарас Шевченко выбрали фаворита фестиваля, присудив гран-при фестиваля картине режиссера Сергея Ливнева «Ван Гоги». Она же получила приз за лучшую мужскую роль — Даниэль Ольбрыхский и приз за лучшую женскую роль — Елена Коренева.

Фильм «Ван Гоги» обрушился на зрителей шквалом сильнейших эмоций. За 24 года пока Сергей Ливнев не снимал кино, его мастерство только окрепло. Драма о непростых взаимоотношениях отца и сына, где тотальное непонимание близких людей вытеснило любовь, заменив ее ненавистью, стала сильнейшим потрясением для тех, кто ее посмотрел. У героев картины нет ни желания, ни сил разобраться в первопричине давних поступков. Их разделяет непробиваемая стена взаимных упреков и внутренней боли, которая порой перерастает из душевной в непереносимые физические страдания, снять которые не в силах ни один врач. Не спасает и талант, которым сполна наградил отца и сына Бог. Отец в блестящем исполнении Даниэля Ольбрыхского — знаменитый дирижер. Сын, в не менее прекрасном исполнении Алексея Серябрякова — неизвестный пока, но весьма самобытный художник. Через много лет им вновь суждено пройти дорогой взаимных обид и острых выяснений отношений. Судьба дает последний шанс — понять и простить друг друга, как они не боялись и всячески не избегали этого диалога. И экзамен милосердия будет сдан, дав долгожданное очищающее душевное спокойствие.

По итогам голосования приз зрительских симпатий получил фильм Владимира Потапова «Крик тишины» — еще одна история из жизни блокадного Ленинграда. При представлении фильма режиссер признался, что картина не столько о блокаде, сколько о любви. Именно любовь давала силы людям выжить в столь нечеловеческих условиях, когда обезумевшая от голода мать могла бросить собственное дитя в нетопленой квартире и спастись бегством. Герою картины повезло — его вовремя обнаружили. Заботу о нем, о его жизни берет на себя осиротевшая десятилетняя девочка. Катя нарекает малыша своим братом. Эта забота и любовь помогает ей, чтобы ни случилось, оставаться сильной и выжить. И ей, и ее названному братику. И тогда, как в сказке, найдется и отец мальчика. Экранная история своей хорошей концовкой дарит зрителям надежду, что Добро всегда торжествует.

Глядя на экран, я старалась вспомнить одно из давних впечатлений детства — фильм с Николаем Тимофеевым, рассказывающий историю один в один. И оказалась права. Картина называлась «Зимнее утро». Современный зритель уже конечно не помнит эту картину. А значит у Владимира Потапова была возможность рассказать историю по-новому, умело иллюстрировав свой фильм коллоризированными кадрами военной хроники. Виртуозно вплетенные в изобразительную канву, они настолько в него вписались, что после просмотра зрители подходили и интересовались — использовались ли режиссером в работе документальные кадры. И это была несомненная удача. Повезло режиссеру и с детьми. Их «изможденные» голодом, страдающие, словно с икон сошедшие глаза еще долго преследовали меня после просмотра фильма. Как признался потом Владимир Потапов — дети — ангелы, они сами все сыграют. Главное все им правильно объяснить и не мешать. Лучше, думаю, и не скажешь.

Среди других наград фестиваля: приз за лучшую режиссуру — Евгении Яцкиной и Алене Рубинштейн за фильм «Это не навсегда». Картина состоит из несколько новелл и рассказывает о воспитанниках детских домов, мечтающих найти свою маму.

Приз за лучший сценарий присужден Павлу Басинскому, Анне Пармас и Авдотье Смирновой за фильм Авдотьи Смирновой «История одного назначения». Еще одна прекрасная работа состоявшегося режиссера, на этот раз рассказывающая о реальном, но неизвестном эпизоде из жизни молодого писателя графа Льва Николаевича Толстого, вступившегося и защищавшего в суде военного трибунала невиновного, но провинившегося писаря пехотного полка, которому по военному закону грозил расстрел.

Призом за лучшую операторскую работу была отмечена Анна Рожецкая за остросюжетную драму режиссера Тимофея Жалнина «Двое». Приз прессы вручен фильму Александра Бруньковского «INTO_нации Большой Одессы». Приз Дирекции фестиваля получила совместная картина российско-китайских кинематографистов «Песнь Лингшуи». История вечной любви никого не оставила равнодушным. Прекрасные живописные пейзажи провинциального китайского курортного городка Лингшуи, расположенного на остров Хайнань, довершили восприятие грустной истории. Приз главы Ейского района, врученный фильму «Пилигрим», увез с Кубани режиссер Александр Баршак.

Наталья Тендора

Фото автора

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!