15 июня в Малом зале Центрального Дома кинематографистов прошла «Ретроспектива студенческих работ мастеров отечественного кино». Организаторами мероприятия выступили: Центральный Дом кинематографистов и Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова. Программа была подготовлена в рамках работы по сохранению аудиовизуального наследия ВГИК.
Провел творческую встречу научный сотрудник ВГИК Алексей Беззубиков.
В рамках мероприятия гости показа увидели короткометражные студенческие работы признанных мастеров отечественного кинематографа:
– фильм «Убийцы» режиссеров Андрея Тарковского и Александра Гордона (СССР, 1956, 21 мин.). Это первый студенческий фильм Андрея Тарковского, снятый им во время обучения во ВГИКе (режиссерская мастерская М. И. Ромма). Картина снята по рассказу Э. Хеменгуэя и состоит из трех эпизодов. Режиссером двух из них выступил А.Тарковский. В кадре впервые появляются Андрей Тарковский (один из посетителей бара) и Василий Шукшин (Оле Андерсон);
– фильм «К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы» режиссера Владимира Меньшова (СССР, 1968, 11 мин.) погружает зрителей в чарующий мир детства и театра. По сюжету, после спектакля девочка попадает за кулисы и видит сказочных персонажей без масок. В фильме очень важна внутренняя структура. Восприятие сказки девочкой меняется. Таким образом Владимир Меньшов рассматривает закон отрицания отрицания Гегеля. Девочка узнала, что крылось за иллюзией, но все-таки снова пришла на спектакль и вновь наблюдала за «магией», происходящей на сцене;
– фильм «Остановите Потапова!» режиссера Вадима Абдрашитова (СССР, 1974, 32 мин.) снят по рассказу Григория Горина «Потапов». Сотрудник некого НИИ Потапов — лгун и приспособленец. Но он не отдает себе отчета в том, что совершает низкие поступки. Фильм интересен тем, что Абдрашитов впервые ввел в советский кинематограф новый тип героя: формально он отрицательный, но при этом не совершает практически ничего предосудительного. В фильме использованы фрагменты спектакля Театра на Таганке «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли;
– фильм «Шире шаг, маэстро!» режиссера Карена Шахназарова (СССР, 1975, 21 мин.) – это экранизация рассказа Василия Шукшина про один день из жизни молодого сельского врача. Фильму присуща созерцательность: Шахназаров сконцентрировался на деталях деревенской жизни. Главный герой чем-то родственен многим другим персонажам последующих фильмов режиссера: он как бы «не от мира сего». На картине «Шире шаг, маэстро!» Шахназаров начал работать с оператором Владимиром Шевциком, с которым впоследствии сделал множество фильмов;
– в фильме «Тяжелая работа старых мойр» (Россия, 2000, 16 мин.) режиссер знаменитого «Бумера» Петр Буслов показал цепочку, казалось бы, не связанных друг с другом действий персонажей, которые ведут вроде бы к случайной смерти, а их порядок известен одним только мойрам. Мойры — богини судьбы из древнегреческой мифологии, слепые старухи, которые плетут нити людских жизней. Они вершат под музыку небесных сфер настоящее, прошлое и будущее.
В своем вступительном слове Алексей Беззубиков отметил, что «организаторы встречи собрали программу, которая покрывает собой половину века: от 1950-х до 2000-х годов. В этой программе отразились и эстетические ориентиры, и установки, которые были свойственны тем историческим периодам, когда эти фильмы снимались. По мнению ведущего, несмотря на то, что авторы этих фильмов сами были еще учениками, они очень точно схватывали эстетику, свойственную кинематографу того времени, экспериментировали с ней и выражали образ своего времени — с его чаяниями, проблемами и надеждами.
Фильм «Убийцы» снят в жанре остросюжетного триллера. Явное влияние на работу оказали фильмы американского жанра нуар. Ему присущи четкая графичность изображения, ракурсы снизу. Но снята студенческая работа была, когда в США этот жанр уже терял свою популярность. В отличие от традиционного нуара, в этом фильме изменена точка зрения на историю. Мы смотрим на происходящее не от лица самого главного персонажа, а со стороны бармена и посетителя бара, которые в классическом нуаре могли бы быть лишь героями второстепенными. Такой прием позволяет автору задавать другую интонацию и несколько иные координаты. По мнению ведущего Алексея Беззубикова, ключевую роль играет разговор бармена и юноши в финале картины: юноша жалуется бармену на несправедливость и зло, царящие в мире, на что бармен просто отвечает: «А ты не думай». И это именно авторский комментарий. При этом авторы морально и этически стоят выше описываемого мира, и зритель тоже смотрит на это с некоторой моральной высоты, что было свойственно жанру соцреализма. Здесь, убежден ведущий, совместились форма американского нуара и элементы соцреалистического взгляда на предлагаемые обстоятельства.
Особенность фильма «Тяжелая работа старых мойр» режиссера Петра Буслова заключается в приеме, использованном автором: фильм состоит из фрагментов истории, которые показаны не в хронологическом порядке, «перемешаны». Зрителю предлагается сложить эти «пазлы» и восстановить изначальную историю. Главное здесь, считает Алексей Беззубиков, – образ времени и эпохи и образ кинематографической эстетики того времени. Важна не сама история, а как она рассказана. Во-первых, чтобы восстановить сюжетную линию, зрители должны напрягать сознание и искать взаимосвязи. В конце 90-х – начале 2000-х годов в культуру нашей страны приходят клипы и клиповое мышление. Для Петра Буслова фильм – это попытка адаптировать язык клипов под серьезное кино. Главное – как в этой структуре проецируется состояние общества того времени. В СССР существовала установленная система ценностей, жизнь была в определенной степени предсказуема и понятна. В 90-е годы эта система разваливается, понятия «хорошо» и «плохо» меняются местами, и человек находится на обломках действительности, погруженный в хаос, состоящий из обломков старой системы и элементов, заимствованных из других систем. И чтобы выжить, человек в наступившем хаосе должен снова найти систему; понять, где теперь эти взаимосвязи, как они выстраиваются, как определяются понятия «хорошо» и «плохо» в новом мире.
Зрители Дома кино также обсудили три закона диалектики, на одном из которых – законе отрицания отрицания – базируется документальная работа «К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы» режиссера Владимира Меньшова.
При законе отрицания отрицания, когда некая система развивается, на очередном витке развития происходит нечто, что отрицает предыдущую систему мироздания. А потом то новое, что происходит, опять отрицает отрицание и возвращается к старому, но уже на более высоком уровне. Работа этого закона была показана на примере восприятия мира ребенком. В центре внимания – вера ребенка в сказку и вообще отношение ребенка к жизни, по-детски доброе и непосредственное. Главная героиня фильма, попав за кулисы и уже осознав, что персонажи сказки ненастоящие, возвращается в зрительный зал и учится ценить эту сказку по-новому.
По убеждению ведущего Алексея Беззубикова, студенческая пора для кинематографистов – особенная, потому что в учебном заведении они не отвечают ни перед худсоветами (как в советское время), ни перед продюсерами (как в нынешнее время). Дипломные проекты дают будущим мастерам возможность экспериментировать.
Наталья Тонких