В Доме кино открывается выставка живописи Владимира Лещенко


Художественная экспозиция выставки–диалога «Горе имеем сердца. Живопись и кино на большой высоте» объединяет работы Владимира Лещенко зрелого периода (1980–2015) и фотоматериалы, освещающие кинематографическое творчество Бориса Криницына. К выставке приурочен показ и обсуждение двух фильмов Бориса Криницына о друзьях–художниках: «Мастерская» — о Владимире Лещенко и «Казарин» — о Викторе Казарине.

Задача выставки – воссоздать диалог двух искусств, который однажды связал судьбы московского художественного авангарда и новой российской кинодокументалистики на рубеже девяностых. Участники – два друга и творческих единомышленника: художник Владимир Лещенко, оригинальный представитель Второго русского авангарда, и Борис Криницын, режиссер и сценарист документального кино, и тоже художник.

Презентация выставки состоится 15 января 2019 г. в 18:00 в фойе Белого зала Центрального Дома кинематографистов Союза кинематографистов России, 19:00 в Белом зале состоится показ и обсуждение фильмов «Мастерская» и «Казарин».
Выставка продлится до 30 января 2019 года.

О ВЛАДИМИРЕ ПЕТРОВИЧЕ ЛЕЩЕНКО (1939–2018)

Художник, один из оригинальных представителей Второго русского авангарда. Экспозиция объединяет работы разных лет, но основное внимание уделяется зрелому периоду его творчества – между 1980 и 2010 гг.

Владимир Лещенко считал себя продолжателем традиций русского пейзажа, который характеризуется мистической созерцательностью и космизмом. Постижение эстетического смысла вечного безмолвия художник видел как свою сверхзадачу. Наиболее глубоко состояние безмолвия передано в работах «Скульптурного цикла», к которому он возвращался на протяжении многих лет. Здесь, используя ограниченное многоцветие, причудливую игру светотени на малодетальной лаконичной фактуре, ему удаётся пробудить сокровенную музыку гор.

В 1980-е гг. творчество художника стало заметным явлением московского авангарда, объединенного вокруг знаменитого Московского Горкома художников-графиков на Малой Грузинской, д. 28. Владимир Лещенко находился в активном творческом диалоге как с западным искусством XX века, так и с современными ему российскими авангардистами – знал А.Т. Зверева, О.Н. Целкова, В.Н. Немухина и других «классиков» Второго русского авангарда, дружил с В.С. Казариным, Б.Г. Криницыным и Э.Н. Дробицким. Уникальность творческой стратегии художника можно видеть в том, что ему удалось интегрировать в цельный авторский стиль художественные достижения современного ему русского авангарда, неоимпрессионизма и реализма. При этом он смог избежать подражательности и эклектики, создать завершенный художественный мир, наполненный индивидуальным мистическим чувством и ритмом.

Интерес к картинам Владимира Лещенко проявляли музеи и частные коллекционеры из разных стран. Например, в 1988 году немецкий коллекционер Рональд Ланг выкупил всю выставочную экспозицию картин художника (25 работ). А в январе 1993 года, на рождественской выставке в Стокгольме, представители Шведской Академии искусств и архитектуры высоко оценили творческие находки художника и приобрели для академического музея одно из его полотен. Его работы хранятся и в ряде крупных российских коллекций авангардной живописи.

О творчестве живописца был снят художественно-документальный фильм «Мастерская» — один из первых и знаковых фильмов о живописи новой, «перестроечной» волны. Режиссером фильма стал его друг, художник и кинематографист, Борис Григорьевич Криницын. Показ фильма приурочен к настоящей выставке — он состоится 15 января 2019 г. в 19:00 в Белом зале Центрального Дома кинематографистов Союза кинематографистов России.

Ирина ИЗМАЙЛОВА

Куратор Гильдии художников кино

Союза кинематографистов России

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!