Творческий вечер «Мы из ВГИКа. Шахназаров и другие» прошел в Доме кино


27 октября в Большом зале Центрального Дома кинематографистов прошел творческий вечер «Мы из ВГИКа», приуроченный к 70-летию народного артиста России, лауреата Государственных премий, кинорежиссера, драматурга, продюсера, профессора Карена Шахназарова. Организаторами вечера выступили: Гильдия режиссеров Союза кинематографистов России и ВГИК им. С. А. Герасимова.

Вечер начался с показов студенческих фильмов мастерской режиссуры под руководством К. Г. Шахназарова (ВГИК) и продолжился словом мастера, а также поздравлениями коллег и приветствиями студентов.

Ведущим торжественной части вечера выступил кинорежиссер, доцент, преподававший вместе с Кареном Георгиевичем, Олег Шухер.

Карен Шахназаров рассказал, что вся его жизнь была связана с Центральным Домом кинематографистов, и поделился своими воспоминаниями: «Я очень тронут тем, что оказался сегодня в Доме кино. Здесь проводились все премьеры, приходили самые блистательные люди советского и мирового кинематографа. Помню премьеру картины «Степь» С. Ф. Бондарчука, который вышел на сцену и сказал: «Жизнь режиссеров заключается в том, чтобы несколько раз выйти на сцену Дома кино с новой картиной…» Было очень престижно и важно показывать здесь свои картины, и я надеюсь, что это время все-таки вернется».

Обращаясь к своим ученикам, мастер признался, что всегда честно стремился рассказать студентам то, что знает: «Я запечатлел ту память, которая во ВГИКе оставалась от Сергея Эйзенштейна, М. И. Ромма, С. А. Герасимова (я не учился у него, но наши мастерские были напротив, поэтому я часто приходил, слушал, что он говорил) – это были великие педагоги. Я учился в мастерской Игоря Васильевича Таланкина. Он был и хорошим режиссером, и очень хорошим педагогом. Второй человек, которого я считаю своим учителем — это Георгий Данелия. Я начал работать у него в Творческом объединении комедийных музыкальных фильмов, где он был худруком. На мой взгляд, преподавание надо любить. Необходимо понимать, как донести до молодых людей то, что пригодится им в профессии. Лично я многое для себя приобрел, пообщавшись с ребятами. От них я получал энергетику и  какой-то заряд. Я благодарен своим студентам за то, что они имели  терпение когда-то выслушивать мои наставления, мои замечания…». Карен Шахназаров вспоминал, как выходил на легендарную сцену Дома кино с картинами «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Город Зеро».

Поздравить своего мастера пришли ученики разных лет выпуска. По словам одного из студентов, «ВГИК – это удивительное место для каждого, кто там учился».

Поприветствовать коллегу пришел профессор, академик, ректор ВГИКа Владимир Малышев. Он отметил, что Карен Георгиевич помимо своего таланта обладает незаменимыми человеческими качествами: «С ним можно поговорить о творчестве и искусстве, и по стакану чая выпить, и за жизнь поговорить. Для нас очень дорого, что Карен Георгиевич – выпускник ВГИКа, и как мастер выпустил таких талантливых ребят».

Владимир Малышев рассказал, что Карен Шахназаров прошел большой путь в кино и ему есть чем гордиться: «Я считаю, что Мосфильм сейчас — лучшая киностудия Европы. И во многом это заслуга Карена Георгиевича, который мог бы, благодаря своим талантам, просто снимать кино и быть в славе. Но, помимо своего творчества, он взвалил на себя еще и хозяйственные нагрузки, переговоры, а это не каждый сможет. Ему это удалось».

Президент Гильдии актеров кино России, народный артист России Сергей Никоненко обратился к своему другу и коллеге со словами: «Я очень дорожу тем, что мы с тобой знакомы, что я у тебя работал, снимался. Это были счастливые дни мои жизни». Сергей Петрович рассказал, что был в ужасе от увиденного на Мосфильме, когда в 1996 году оказался на съёмках фильма «Время танцоров» Вадима Абдрашитова. Он отметил, что именно Карену Георгиевичу удалось всё изменить и вдохнуть новую жизнь в киностудию: «Я пришел в производственный корпус и увидел руины Мосфильма: вздыбленный паркет, вырванные батареи, выбитые стекла. Но самое страшное было то, что по третьему этажу производственного корпуса бегали собаки. Но уже через два года какая-то жизнь началась на киностудии. Мосфильм стал преображаться на глазах. Низкий тебе поклон от всех мосфильмовцев, которые любят эту киностудию».

Ведущий Олег Шухер торжественно вручил юбиляру ведомость 1-го полугодия мастерской И. В. Таланкина — того самого курса, на котором учился Карен Шахназаров. Согласно ведомости, за первый экзамен по режиссуре Карен Георгиевич получил оценку «4».

На вечере вспомнили и дипломную работу мастера – короткометражный фильм «Шире шаг, маэстро!», снятый по одноимённому рассказу Василия Шукшина. Зрители увидели несколько фрагментов из этой картины.

Поприветствовать друга и коллегу пришел народный артист России Александр Панкратов-Черный, снявшийся в картинах «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх». Он рассказал, что дружит с Кареном Георгиевичем с 1971 года, со ВГИКа, где учился у Ефима Львовича Дзигана.

— Карен Шахназаров мне говорит: «Твой друг Боря Брондуков приехал, а у меня заканчиваются кинопробы. Подыграть бы ему, но у меня нет партнеров». Я согласился помочь, импровизировал, старался, подыгрывал Борису. А оказывается, Карен Борю Брондукова попросил, чтобы он мне подыграл. То есть мы оба подыгрывали друг другу. Шахназаров утвердил меня на роль джазиста Степы Грушко, хотя у меня не было музыкального слуха, но он рискнул. Из меня он сделал кинозвезду, — поделился Александр Панкратов-Черный.

Еще одной актрисой, которая начала свой творческий путь с картины Карена Шахназарова «День полнолуния», была Анна Герм. В своем выступлении, обращаясь к студентам ВГИКа, она отметила: «Мастер – это ваше все, это ваша судьба. У вас уже нет просто вашей фамилии. У вас есть теперь приставка, двойная фамилия, как если бы мастер был вашим папой». Обращаясь к юбиляру, актриса подчеркнула, что считает Карена Георгиевича своим первым учителем в кино, поскольку дебютировала именно в его картине, и кланяется ему за то, что он превратил Мосфильм «в цветущий сад».

Художник-постановщик, обладатель «Золотого орла» Сергей Февралёв работал с мастером на картинах «Анна Каренина» и «Белый тигр». Он отметил, что Карен Георгиевич стал неотъемлемой частью истории отечественного кинематографа и также подчеркнул, что мечта каждого студента, который учится во ВГИКе – попасть в эту историю и оставить в ней свой след.

— Карен Георгиевич, благодаря вашему курсу, благодаря вашим наборам, есть какое-то количество людей, которые шагнули в эту историю через вас. Я искренне рад, что я три раза соприкоснулся с вами в работе, — рассказал Сергей Февралёв.

Гостям Дома кино представили фрагмент из недавнего продюсерского проекта Карена Шахназарова «Владивосток». Одну из ролей в фильме сыграл выпускник актерского факультета ВГИКа Иван Шахназаров.

Антон Борматов, режиссер фильма «Владивосток», признался, что не смог в свое время поступить во ВГИК и учился на картинах Карена Шахназарова.   Он особо подчеркнул, что в кино, помимо многих качеств, очень важным является вкус: «Меня очень порадовало, что у нас с Кареном Георгиевичем вкусово было очень много совпадений при работе над картиной «Владивосток»: и по сценарию, и по подбору актеров. Мы во многом сошлись, и для меня это была действительно большая школа».

После завершения торжественной части вечер продолжился показом студенческих фильмов мастерской режиссуры под руководством К. Г. Шахназарова.

Наталья Тонких
Фото Студентов института кино и телевидения (ГИТР) и Анны Маевой