XXI фестиваль архивного кино «Белые Столбы» откроется завтра


С 27 февраля по 4 марта в стенах Госфильмофонда проходит единственный в России ежегодный фестиваль архивного кино «Белые Столбы». В этом году, помимо материалов из собственной коллекции киноархива, будут представлены и фильмы из собрания архивов «Гомон» (Париж), Французской Синематеки (Париж), «Джордж Истмен Хаус» (Рочестер, США), Литовского центра кино (Вильнюс), РГАКФД, ВГИКа.

В 2017 году невозможно обойти вниманием юбилей Революции. Фестиваль, отказавшись от канонического набора историко-революционных фильмов, вместо традиционной подборки картин С. Эйзенштейна, М. Ромма и других поэтов революции, одну из программ посвятил теме мировых революций. Два фильма о российских революционерах сняты еще до революции — американская мелодрама «Казацкая нагайка» (1916) Джона Коллинза и отечественная картина «Заря русской революции» (1913), авторство которой неизвестно, так как снималась она подпольно и предназначалась только для заграничного проката. Конечно, не обойтись здесь без Ленина, но и в «лениниане» можно обнаружить неожиданное — «Шестое июля» (1968) Юлия Карасика, вопреки прогнозам ставший одним из лидеров проката, обогнав популярные — «Служили два товарища» и «Доживем до понедельника». А в забытой картине Ильи Ольшвангера «На одной планете» (1966) вождя мирового пролетариата сыграл Иннокентий Смоктуновский. Фестивалю иногда удается неожиданное — столкнуть кинематографические эпохи и стили, показывая сразу двух «Дантонов» — немую картину Дмитрия Буховецкого (1921) с великими актерами немецкого кино Вернером Краусом и Эмилем Яннингсом и французско-польский фильм Анджея Вайды (1983) с Жераром Депардье в главной роли. И еще одна – воображаемая, пародийная революция, представленная в искрометной черной комедии Луи Маля «Вива, Мария!» (1965), где в роли революционерок-стриптизерш снялись Брижит Бардо и Жанна Моро.

Еще одна ключевая рубрика XXI фестиваля – «Игровики» снимают документ», в которой представлены документальные картины выдающихся мастеров игрового кино. Будет показан самый редкий фильм Григория Чухрая «Память» (1969) – уникальная для советских 1960-х годов лента о психологических последствиях Сталинградской битвы. Две неигровых работы Григория Александрова – «Интернационал» (1932) и «Каспийцы» (1944), несправедливо оставшиеся в тени его музыкальных комедий. Александр Аскольдов — режиссер фильма «Комиссар», представлен яркой и неожиданной документальной картиной «Судьба моя – КамАЗ» (1974). Творчество формалиста Сергея Юткевича — фильмом-коллажем «Встреча с Францией» (1960) — неожиданным авангардным произведением в жанре очерка о визите Н.С. Хрущева во Францию. В этой рубрике также будут показаны работы Александра Медведкина, Фридриха Эрмлера, Арунаса Жебрюнаса и других.

В 2017 году будет показаны и студенческие работы 1930 – 1970-х годов. На этот раз в программе – диплом Геннадия Полоки «Жизнь» (1958), учебная работа Вадима Абдрашитова «Репортаж с асфальта» (1971) – обе картины лишь недавно переданы в Госфильмофонд и отреставрированы специально для фестиваля, «Рассказ о говорящей собаке» (1966) Виктора Титова. В «Последнем листе» (1959) Джеммы Фирсовой состоялся дебют звезды 1960-х Ларисы Кадочниковой, а главную роль сыграл юный Отар Иоселиани. Будут в программе и картины, в свое время громко прозвучавшие, а ныне почти забытые: изысканный «Колодец» (1967) Дмитрия Крупко; злая сатира на обывателей, подверженных стадному чувству, «Адонис XIV» (1977) Бако Садыкова; а также «Тени на тротуарах» (1960) Владимира Краснопольского и Валерия Ускова – сатира на хулиганов, алкоголиков, нищих, фарцовщиков, стиляг, богемных девиц, а так же джаз. Кроме этого, участники фестиваля увидят студенческие работы Льва Кулиджанова, Якова Сегеля, Василия Ордынского, Генриха Оганисяна, Гунара Пиесиса, Юрия Мамина.

В ежегодной рубрике «Архивные находки» – неизвестные работы Исидора Анненского и Сергея Герасимова, самодеятельный фильм 1920-х гг. «Богатый Яша» (обнаруженный на свалке), а также материал, не вошедший во всенародно любимую комедию Григория Александрова «Весна» (1947).

Среди реставраций, представленных на фестивале, – фильм Марлена Хуциева «Был месяц май» (1970): новая копия которого изготовлена с оригинального негатива — редкая возможность увидеть один из лучших фильмов о войне на большом экране. Удалось восстановить и оригинальный вираж в двух этапных произведениях русского дореволюционного кино, фрагменте мелодрамы Евгения Бауэра «Жизнь за жизнь» (1916) и картине Бориса Сушкевича «Цветы запоздалые» (1916) с легендарными актерами Первой студии МХТ.

А так же фестиваль «Белые Столбы» отпразднует 80-летие замечательного режиссера Юлия Файта — выпускника легендарной мастерской Михаила Ромма, сокурсника Андрея Тарковского, Василия Шукшина и Александра Митты. Картина Файта Мальчик и девочка» (1966) считается признанным символом кинематографа 1960-х. Госфильмофонд представит новую реставрацию фильма. В него войдет и фрагмент, вырезанный советской цензурой. Будут показаны и студенческие работы Юлия Файта, редко демонстрирующиеся на экране.

В рамках фестиваля состоится и мировая премьера — ретроспектива режиссера американского немого кино Ирвина Уиллата — мастера гротескно-жестоких зловещих психологических драм. В шпионской ленте «Фальшивые лица» (1919) снялся «человек тысячи лиц» — Лон Чейни. Копия авантюрной комедии «В трех милях от берега» (1924) сохранилась только в Госфильмофонде. Восстановленная в 2016 году драма «За дверью» (1919) – история одержимого местью таксидермиста, заживо ошкуривающего убийцу своей жены – даже по сегодняшним меркам зрелище не для слабонервных.

Особое место в программе занимает рубрика «Как сделано искусство». В жанре научно-популярного кино зачастую проводились самые дерзкие эстетические эксперименты — фильм «Рукописи Пушкина» (1937) — одно из главных событий 100-летия со дня гибели поэта. На фестивале будет показан и полный, неподцензурный вариант картины «Как работал Маяковский» (1947), раскритикованной и исковерканной цензурой за формализм.

В этот раз будут показаны и ленты, на которых запечатлены великие спектакли прошлых лет с участием Василия Качалова, Ивана Москвина, Ольги Книппер-Чеховой, Михаила Тарханова. Своеобразным послесловием к рубрике стала и нашумевшая лента Семена Арановича «Сегодня – премьера» (1965), посвященная репетициям «Трех сестер» в ленинградском БДТ в постановке Георгия Товстоногова.

Отрадно, что часть программы в рамках «Эхо фестиваля «Белые Столбы» можно будет увидеть в кинотеатре «Иллюзион» с 6 по 12 марта и в Доме кино.

Наталья Тендора

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!