В Подмосковье начал работу Фестиваль архивного кино «Белые Столбы-2019»


Церемонией открытия в фестивальном киноцентре Госфильмофонда стартовал XXII фестиваль архивного кино «Белые Столбы». На открытии прозвучали слова приветствия от главы Минкульта России Владимира Мединского, которые зачитала директор департамента кинематографии Ольга Любимова. Также участников фестиваля приветствовал Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков и новый генеральный директор ГФФ России Николай Малаков, который до этого работал заместителем Министра культуры РФ.

На открытии кинофорума была показана отреставрированная картина 1929 года Фридриха Эрмлера «Обломок империи». Работу по реставрации проводили Музей кино EYE (Амстердам) и Фестиваль немого кино в Сан-Франциско, благодаря чему была восстановлена первоначальная версия фильма, подверженного много лет назад цензурированию.

В числе отреставрированных работ на фестивале будет показана и одна из ярких лент десятилетия перестройки – фильм 1990 года Николая Досталя «Облако-рай».

Программа «Белых Столбов-2019» традиционно включает в себя секции «Реставрации» и «Архивные находки». В этом году программа смотра пополнилась новой рубрикой, составленной из студенческих работ 50-70-х годов, и несколькими новыми тематическими рубриками. Кроме того, в Белых Столбах в этом году будут показаны материалы из коллекций РГАКФД и Шведского киноинститута.

Одна из новинок Белых Столбов этого года — рубрика «Пианино и пианисты», в которой будут представлены классические ленты 20-х, 30-х, 70-х годов: «Руки Орлака», «Обесчещенная», «Блестящий вальс Шопена», «Осенняя соната» и др. Кроме игровых картин это и киножурналы, документальные ленты и анимация.

В рубрике «Архивные находки» также уникальные картины. В частности, «Псиша, танцовщица Екатерины» (1922) с участием Ольги Гзовской и Михаила Тарханова, один из последних советских немых фильмов «Про обезьянку» (1935), а также два американских фильма, ранее считавшиеся утраченными, «Заплати мне» (1917) с участием звезды немого кино Лона Чейни и экспериментальный фильм Романа Фролиха «Пленник» (1934).

Советскому кинематографу 60-х годов посвящена самая масштабная рубрика фестиваля. Ожидается, что некоторые фильмы будут представлять их авторы. Кинорежиссер Владимир Наумов представит свою картину «Монета» 1962 года, а оператор Леван Пааташвили и исполнитель главной роли Николай Досталь расскажут о работе над фильмом «До свидания, мальчики» 1964-го года. Кинодраматург Наталья Рязанцева и оператор Борис Тимковский выступят перед показом фильма «Личная жизнь Кузяева Валентина» 1967-го года. Также в программе фильмы «Случай из следственной практики» (1968) – его представит оператор Геннадий Карюк, «Три дня Виктора Чернышёва» (1967) – режиссер Марк Осипьян.

Ожидается на фестивале выступление кинорежиссера Андрея Смирнова перед показом его первого полнометражного фильма, снятого совместно с Борисом Яшиным, «Пядь земли» (1964) и студенческой работы «Эй, кто-нибудь!» (1962). Одну из серий картины «Война и мир» (1965-67) , которая будет демонстрироваться в оригинальном варианте копии 1960-х годов, представит оператор знаменитого фильма Сергея Бондарчука Анатолий Петрицкий.

Также на фестивале будут показаны студенческие работы прошлых лет, курсовые и дипломные фильмы сегодняшних классиков отечественного кино: первые фильмы Георгия Шенгелая, Андрея Смирнова, Андрея Хржановского, режиссерский дебют Сергея Никоненко, снятый во ВГИКе диплом классика болгарского кино Ивана Терзиева. Представить свои фильмы приедут оператор Александр Антипенко («Сегодня – каждый день», 1967), актер и режиссер Сергей Никоненко («Петрухина фамилия», 1971), режиссер Андрей Хржановский («Новый знак», 1963), оператор Геннадий Карюк («Сестры», 1964 и «Я – Куба», 1965), Матушка Ольга, в прошлом – актриса Ольга Гобзева («Анюта», 1964).

В этом году фестиваль открывает новую рубрику, посвященную выдающемуся архивисту, первому художественному руководителю фестиваля Владимиру Юрьевичу Дмитриеву. В рубрике будут представлены фильмы, с которыми он работал, многие из которых спас самоотверженным трудом преданного своему делу профессионала киноведа, историка кино, архивиста. В частности, это фильмы: «И бог создал женщину» (1956) Роже Вадима и «Истина» (1960) Анри-Жоржа Клузо.

Одной из главных своих задач фестиваль архивного кино «Белые Столбы» считает знакомство широкого зрителя с уникальной коллекцией одного из крупнейших киноархивов в мире. Поэтому с программой киносмотра можно будет познакомиться в рамках «Эха фестиваля» с 10 по 17 марта в московском «Иллюзионе» и с 24 по 28 марта на площадке киностудии «Лендок» в Санкт-Петербурге.

Фестиваль «Белые столбы-2019» завершит работу 2 марта.

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!