«Белый квадрат» назвал лауреатов премии


ХVI церемония вручения Премии кинооператорского искусства «Белый квадрат» состоялась 1 декабря в театре «Русская песня».

Основанная Гильдией кинооператоров Союза кинематографистов России, главной целью премии является поддержка кинооператорского искусства и поощрение лучших произведений отечественной операторской школы.

Учредителями премии являются Министерство культуры Российской Федерации, кинокомпания «Альянс», Российский фонд культуры. И проводится она также при поддержке Национальной Академии кинематографических искусств и наук России. Партнерами выступили: «Москино», Московская кинокомиссия, KIRILLIN, TMTex, ARRI, IDI Group, Arbeitskollektiv. Продюсеры – Анна Михалкова и Максим Королев. Режиссер – Андрей Корешков.

В жюри премии на этот раз вошли: кинооператоры Юрий Клименко (председатель жюри), Морад Абдель-Фаттах и Мария Соловьева, кинокритик Мария Безрук, кинорежиссер Игорь Волошин, художник-постановщик Эдуард Гизатуллин, сценарист Мария Хмелик. Было вручено три приза.

По словам продюсера премии Максима Королева: «Белый квадрат» всегда ждали, зная, что в этот день встретится все операторское братство, а поддержать любимых кинохудожников придут и режиссеры, и артисты, и продюсеры».

К сожалению, сложная эпидемиологическая обстановка внесла свои коррективы и, чтобы обеспечить максимальную безопасность, впервые в истории премии мероприятие прошло в смешанном формате с допустимым в соответствии с действующими ограничениями количеством зрителей. В зале присутствовали только номинанты, члены жюри и приглашенные журналисты. На портале Культура.рф была доступна онлайн-трансляция и ее увидели большее количество людей, а номинанты получили высокую оценку и признание своего труда своими коллегами.

Так как церемония с мая была перенесена на декабрь, то прошла она под знаком специального новогоднего выпуска. Учитывая камерность мероприятия, на сцене была выстроена декорация квартиры, а по пересекающим ее операторским рельсам скользили тележки с укрепленной на ней камерой, обеспечивающие трансляцию. Домашнюю же атмосферу создавала украшенная игрушками и гирляндами новогодняя елка, торшеры, а также массивный письменный стол, вокруг которого лежали подарки, с глубокими уютными креслами. Именно сюда ведущий торжественного мероприятия, актер, режиссер и продюсер Алексей Агранович приглашал гостей и в неспешном разговоре в жанре интервью представлял номинантов.

Нотку грусти добавилась, когда в начале вечера вспомнили ушедших операторов, у которых в этом году могли быть юбилеи. Их фотографии проецировались на экран. Также Алексей Агранович напомнил, что в этот день скончалась почетный президент Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Ирина Антонова.

С приветственным словом выступил Президент Гильдии кинооператоров СК России Илья Демин, в котором отметил, что за прошедший год, несмотря на трудности, был плодотворным: проведены творческие встречи «Объективный разговор», которые неизменно проходили при полных залах, проходил обмен опытом, приглашались зарубежные коллеги. Он подчеркнул, что и за счет молодых специалистов увеличились ряды Гильдии и российского отделения IMAGO. Рассказал, что в августе при поддержке Гильдии прошла церемония открытия женской российской ассоциации кинооператоров Shadeez DOP. В завершении своего выступления Илья Демин предложил учредить профессиональный праздник и назначить 1 декабря Днем кинооператора.

Приз в номинации «Операторское признание» был присужден Йохану Хельстену (Johan Hellsten) – шведскому кинооператору и изобретателю Easyrig – системы для разгрузки и стабилизации при работе с ручной камерой. Присутствовать лично он не смог из-за пандемии вируса и закрытых границ, но прислал видеоприветствие, в котором выразил благодарность и поздравил с наступающим всех с наступающим Новым годом.

Премию «За вклад в операторское искусство» имени Сергея Урусевского заслуженному деятелю искусств РСФСР, народному артисту РФ Вадиму Алисову вручила продюсер, руководитель «Москино» Наталья Мокрицкая. Кинооператор известен своими работами в фильмах «Транссибирский экспресс» (1977), «Вокзал для двоих» (1982), «Забытая мелодия для флейты» (1987), «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992), «Ширли-мырли» (1995) и многих других. Получая награду, Вадим Валентинович вспомнил, как пришел в профессию, о работе с Нахабцевым, Уразбаевым, Рязановым, Гайдаем, Меньшовым… Символично, что сын Нины Алисовой, которая сыграла в 1936 году главную роль в фильме «Бесприданница» режиссера Якова Протазанова, снял картину «Жестокий романс» Эльдара Рязанова.

Наталья Мокрицкая также анонсировала появление со следующего года новой номинации, учрежденной «Москино» в рамках премии. Новым призом в виде макета старейшего кинотеатра «Художественный будет награждаться лучший молодой оператор короткометражного фильма, где одним из героев будет город Москва.

Победитель же в главной номинации стал известен непосредственно на церемонии. Лауреата приза за лучшую операторскую работу в полнометражном игровом фильме 2019 года объявила член жюри, кинооператор Мария Соловьева. Им стал кинооператор картины «Сестренки» Михаил Агранович, который в ответном слове сказал:

«Самое сильное впечатление от этой картины было после первого показа публике. Большой зал, полный народа. И после фильма я увидел эти лица – заплаканные, счастливые. Это было потрясение. Давно я не видел такого зрителя после просмотра картины. Думал, что этого уже никогда не будет!».

В числе номинантов также были операторы: Роман Васьянов («Одесса»), Ксения Середа («Дылда»), Александр Симонов («Грех»), Юрий Шайгарданов («Француз»), Максим Осадчий («Девятая»).

Хочется отметить приятную закономерность, что каждая церемония премии операторского искусства «Белый квадрат» непохожа на предыдущую. Каждый раз это новая история, которую создает сплоченная команда профессионалов.

В завершении вечера была выражена надежда, что следующая церемония пройдет в полном формате и операторы по традиции соберутся, чтобы встретиться, пообщаться и узнать имена новых лауреатов.

Текст и фото Ирина Кретова

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!