Умер киновед Яков Иоскевич


20 ноября ушел из жизни Яков Борисович Иоскевич, выдающийся ученый, киновед, исследователь аудиовизуальной культуры.

По праву коллеги, проработавшей с Яковом Борисовичем Иоскевичем бок о бок больше тридцати лет, хочу сказать несколько слов об этом удивительном человеке.

Иоскевич – доктор культурологии, профессор, один из мэтров Российского института истории искусств, любимый учитель многих известных ныне деятелей отечественной культуры. Являясь автором десятка книг, бесчисленных научных статей, учебников, новаторских прикладных исследований, он в последнее десятилетие увлекся новыми пространствами и форматами художественно-эстетической деятельности в культуре рубежа XXI тысячелетия. За техническими возможностями он, в отличие от многих коллег и современников, сразу увидел не просто неизбежность обновления инструментария художественной деятельности, а предпосылки глобальных цивилизационных сдвигов.

Иоскевич сам обозначил жанр своей последней работы, изданной в 2019 году, как развернутой служебной записки по поводу дальнейшей коллективной монографии над проблемно-тематическим сюжетом, который он собрал для нас всех.

Шаг за шагом, статья за статьей, книга за книгой, он выстраивал новую систему исследовательских подходов, думал о терминологии, критериях обобщения и классификаций, искал платформы для систематизации всего, что не укладывалось в привычные рамки искусствоведческого анализа. Он стал нашим провайдером, не боялся быть непонятым, искал и находил учеников.

В конце 60-х годов в научно-исследовательском отделе ЛГИТМиКа (под таким именем выживал тогда когда-то знаменитый Зубовский институт) группа энтузиастов под руководством А. Н. Сохора стала заниматься актуальными проблемами современной культуры. И выходило все у них интересно, необычно. Люди подобрались прекрасно образованные, владеющие языками, с широкими взглядами. Как уж им удалось институализироваться, стать сектором социологии и эстетики, я не знаю – еще в школу ходила в те годы, но факт остается фактом. Я. Б. Иоскевич – из отцов-основателей этого научного объединения, которое с годами стало называться «сектор актуальных проблем современной художественной культуры». Именно отсюда стартовали в научную, педагогическую и художественную жизнь Г. Суворова, В. Дианова, С. Добротворский, М. Трофименков, И. Вдовенко, Д. Голынко, С. Савицкий.

Я пришла на этот сектор в 1980 году, окончив аспирантуру на секторе театра. И то, что М. Н. Любомудров не захотел работать со мной как сотрудником, – мой счастливый билет. Через несколько лет коллеги выдвинули меня, самую младшую, на должность заведующей – сектора актуальными проблемами современной художественной культуры. Ученый совет ЛГИТМиКа, несколько ошалев от такого поворота, единогласно проголосовал. И хотя сферы наших научных интересов напрямую не пересекались, очень многое в моей судьбе, как и в судьбах десятков молодых людей, определил именно Иоскевич.

В XX веке, если вы родились в 1926 году в Ростове, ваше будущее, впрочем, как и сама жизнь, окружены большими вопросами. Ангел-хранитель, личная воля, обстоятельства семейные и государственные: в пятнадцать лет просто выжить в узеньких пространствах этих жерновов – уже победа, уже несказанная удача. А впереди, слава Богу, долгая, насыщенная, полная достоинства и благородства, постоянного интереса к окружающему миру и людям жизнь. Эвакуация, бездомье, голод, армия, тяжелейшее ранение, год госпиталей, романское отделение Ростовского университета, где язык был выучен так, что, когда в 1989 году Иоскевич впервые попал в Париж, богатство его лексики стало предметом восхищения местных коллег. А еще – школьное директорство в Карелии, аспирантура сектора кино НИО ЛГИТМиКа, увлеченность Годаром, кандидатская, докторская. Но это все внешние приметы.

За более чем двадцать лет работы в директорской должности я повидала много научных, псевдонаучных, околонаучных судеб. Яков Борисович в этой моей коллекции – феноменальный пример научного бескорыстия, открытости, даже жадности ко всем новым формам функционирования культуры, бесконечной готовности формировать научную среду, поддерживать, двигать молодых. Ау, ребята, скольким из нас он дал путевку в жизнь, подарив свои контакты, свое время, поддержав в завиральных мыслях, вовремя подбросил идею?.. У него был редкий для искусствоведа дар видеть общее в частном, размышлять планетарно тогда, когда все еще только запрягают коней в своем местечке. Он часто раздражался на нас, коллег по сектору, за научный индивидуализм, как ему казалось, сегодня совершенно неуместный. Но, видит Бог, Яков Борисович, мы Вас очень любили и понимали, что просто не доросли. А как он умел заметить людей, разглядеть в человеке лучшее! И уж совсем невозможное – смириться с чужими недостатками.

А какой он был стильный, всегда модный, по определению. Помню, как коллега, парижский профессор, весьма занятый своим внешним видом, с горечью однажды сказал, что вот, хорошо Якову, он что ни купит, все на нем шикарно, а тут вот стараешься, в результате выглядишь нарочито. Это было еще в период нашей советской бедности.

Помню, как почти пять часов не отпускали его молодые технари на семинаре по сетевой культуре. Только представьте: профессор далеко за восемьдесят и сотня юных неофитов в кинозале Российского института истории искусств, которые обалдевают оттого, что им вдруг дают терминологию, язык общения, понятный и такой нужный. Это я к теме актуальности нашей науки, если что!!!

А своими руками отстроить дачу, в девяносто обожать водить машину, летать по разным странам, потому что интересно, пинать меня как директора, что нельзя засиживаться, когда вокруг непаханое поле тем, проблем, идей. Почти все студенты и аспиранты бывали у него дома, знали, какая у Якова Борисовича замечательная и гостеприимная семья.

Нам повезло – мы были современниками и учениками Якова Борисовича Иоскевича.

Татьяна Алексеевна Клявина, театровед, канд. Искусствоведения, с 1992 по 2013 г. директор РИИИ

Иоскевич Яков Борисович родился 4 января 1926 Ростове-на-Дону. Ветеран Великой отечественной войны. В 1951–1961, после окончания отделения романо-германской филологии историко-филол. ф-та РГУ, работал учителем, завучем, директором школы в Калининской обл. и Карельской АССР. В 1962–1965 преподавал в РГУ на фак. журналистики; обучался в заочной аспирантуре ЛГИТМиК на секторе кино; занимался организацией кинолюбительства. В 1966 защитил кандидатскую диссертацию «Идейно-художественные тенденции в новом французском кино»; начал работу на секторе кино НИО ЛГИТМИК. Преподавал в ряде вузов Ленинграда – Петербурга. В 1992–1996 работал приглашенным профессором в Университете гор. Метц (Франция), преподавал в парижской ESEC (Высш. школа кинообразования). Публиковался во Франции, Болгарии, Венгрии. В 1992 защитил докторскую диссертацию «Социокультурное функционирование кинематографа». В 1980–1990-е принимал участие в телевизионных программах в Ленинграде, Нанси, Риме.

Осн. труды: Методология анализа фильма. Становление системного подхода в киноведении (1978); Социокультурные условия рождения и эволюции кинокомедии (1982); Комплексное исследование кинопроцесса (Сб. науч. трудов, 1989; отв. ред.-сост. и авт. 2-х ст.) Современный художественный процесс: методология комплексного подхода (1992); Экранная культура и новые технологии (2002); Интернет как новая среда художественной культуры (2006); 100 лет аудиовизуальной культуры Франции. Ч. 1, 2 (2009–2011); «Новые пространства и форматы художественно-эстетической деятельности в культуре рубежа нового тысячелетия» (2019).