Памяти Мастера


19 марта, в день памяти Марлена Хуциева, в Белом зале Дома кино прошел вечер, посвященный Мастеру и его первой мастерской. Когда-то давно Марлен Мартынович придумал и воплотил со своими студентами проект «Молодой человек XIX века». Ребята снимали короткометражки по русской классике. Зрители, пришедшие на вечер, смогли посмотреть, что из этого получилось.

Конечно, все было снято на «Свему», хранилось не в самых лучших условиях – подумаешь, курсовая работа, – поэтому качество цветопередачи, а в некоторых местах и звук – не самые лучшие. Но это потрясающее кино. Авторское, яркое, с удивительными находками как режиссерскими, так и операторскими – студенты-операторы мастерской Вадима Юсова тоже очень старались. Они все были молоды, дерзки, хотели сказать свое слово в кино, и это, безусловно, получилось.

Пять новелл с богатой литературной основой – Тургенев (две работы), Бунин, Горький, Тынянов, Помяловский (по которому вообще практически не снимали) – студенческим бюджетом и студентами же режиссерами, операторами, актерами. Впрочем, среди актерского состава есть и звезды – Талызина, Ханаева, Винник, Пороховщиков – работавшие из любви к искусству, к профессии. Такое частенько бывало тогда в студенческих фильмах, что известные и заслуженные актеры снимались за просто так, потому что им тоже было интересно работать с молодыми. А это было действительно интересно и зажигательно.

Картины интересны еще и тем, что это первый опыт ныне маститых режиссеров, операторов, актеров, первая работа, и за нее – не стыдно. Наоборот, такая проба пера, которая показала мастерство хорошего уровня. Впрочем, другого и быть не могло, ведь их Мастер – Хуциев.

Проект представил один из авторов вошедших в него фильмов, человек, собравший воедино все работы, режиссер Олег Шухер: «Я думаю, что Марлен Мартынович, если существует у него какая-то подзорная труба, он ее сейчас выдвинул и, усмехаясь в усы, наблюдает за нами и нас приветствует, – поделился режиссер, и зал встретил это аплодисментами. Олег Шухер отметил, что весна играет в жизни Марлена Хуциева важную роль. «Когда он приехал из Тбилиси, первое, что он увидел – съемки картины Григория Александрова «Весна». «Весна на Заречной улице» называлась его первая картина. Представляете, человек приехал из далекой Грузии и сразу попал на киносъемку», – поделился Шухер. И это, в самом деле, удивительно.

А потом к зрителям с экрана обратился сам Мастер. Это не была речь или лекция, всего лишь отрывок из фильма Петра Тодоровского «В День праздника». Старая картина 1978 года, где Хуциев играет жениха дочери героя с забавным именем Рамзес. Но вслушайтесь в стихи древнего мудреца Юсуфа Хас-Хаджиб Баласагуна, которые читает Рамзес:

Мы за добро всегда должны платить добром.

Коль это сделаешь своим законом,

ты никогда не будешь обделенным

Лишь человечность – признак человека.

Так было, есть и будет так от века

Удивительные слова, это словно завет Мастера ученикам и всем в зале, и именно они стали лейтмотивом вечера.

Очень теплые слова сказа о Хуциеве актер Владислав Ветров, сыгравший в последнем, пока так и не законченном фильме Хуциева «Невечерняя». «Вряд ли кто-то может гордиться таким опытом работы над киноролью – почти пятнадцать лет, – улыбнулся актер, в лицах рассказывая, как Марлен Мартынович уговаривал Галину Волчек отпустить Ветрова к нему в кино на роль Чехова. – Когда я уже немножко осмелел, то сказал Марлену Мартыновичу: я понял, что представляет из себя ваша работа. Это чуть-чуть быстрее, чем живопись. Ему понравилось, потому что на самом деле никто не знает, сколько нужно снимать фильм, чтобы он получился. После работы с Хуциевым мне не страшно браться ни за какую иную, сколь угодно сложную, потому что когда у тебя двадцать две смысловых и технических точки в одном проходе, и надо запомнить, где повернуться, где остановиться, где вздохнуть, где сменить темп – свет выставлен оператором точно, и нельзя ошибиться, иначе не будет того кадра, который задуман».

Фильм зрители смотрели, можно сказать, не дыша, а на финальных титрах зал взорвался аплодисментами. Потом к микрофону вышел актер Федор Сухов, сыгравший Алексея Пешкова в «Моих университетах». «Эта картина соединила 19 век, 80-е годы и сегодняшние 20-е годы 21-го века. Они все перекликаются, – отметил Федор Владимирович. – Девятнадцатый век с его медленно текущим временем, 80- годы – время надежд на то, что что-то изменится, и сегодняшние непростые двадцатые годы. Соединяет их внутренний мир героя и авторов. И опять – надежда на молодых, что они ускорят время, перевернут его, что маятник качнется вправо, влево, как там у Бродского… Я благодарю Марлена Мартыновича, что он, создавая свой мир, разместил там этих людей, не подавляя их личности. И через них я ощутил мир Хуциева как живой».

Организаторы нашли фото Марлена Мартыновича в Белом зале и обещали подарить дружеский шарж Мастера тому, кто сядет на это место на юбилейном вечере в октябре.

В конце вечера мы увидели еще одну студенческую работу – по Достоевскому – «Идиот» и отрывок из картины Марлена Хуциева «Бесконечность».

«Смерть – то, что подводит меру. Всему есть мера. Каждый человек конечен, и мера, это и есть то, сколько ему отпущено. Конкретному, одному человеку, и все эти множества мер складываются в безмерность, так что – ничего страшного», – эти слова Мастера, прозвучавшие с экрана, завершили вечер, на всем протяжении которого на пианино стояла свеча, зажженная в память о нем.

Были показаны:

Проект «МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ХIХ ВЕКА», в который вошли фильмы:

ОН – КАРБОНАРИЙ (СМЕРТЬ ВАЗИР-МУХТАРА)

Сочинение Ю. Тынянова

Автор сценария Олег Шухер

Режиссеры Олег Шухер, Анна Викторова

Оператор Ю. Шайгарданов (маст. В. Юсова)

Художники С. Зуев, В. Ермолаев (маст. Г. Мясникова)

В ролях: Н. Попков, Е. Ханаева, В. Наймушин, А. Бронников, П. Винник, В. Мащенко

СМЕРТЬ БАЗАРОВА (ОТЦЫ И ДЕТИ)

Сочинение И. Тургенева

Автор сценария, режиссер Армен Довлатян

В ролях: В. Курков, Л. Гриценко, М. Андросов, М. Бурденкова

ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

Сочинение И. Тургенева

Автор сценария, режиссер Александр Крупнов

Оператор О. Мельник (маст. Т. Лобовой, А. Головни)

В ролях: А. Лазарев, А. Пороховщиков, Н. Тобилевич, В. Курков

МИТИНА ЛЮБОВЬ

Сочинение И. Бунина

Автор сценария, режиссер Василий Пичул

Оператор В. Петросян (маст. В. Юсова)

В ролях: Е. Дворжецкий, В. Талызина, Л. Кузнецова, В. Рыбакова, Е. Князев, В. Федоров

БУРСА (ОЧЕРКИ БУРСЫ)

Сочинение Н. Помяловского

Автор сценария, режиссер Михаил Ведышев

Операторы Д. Евстигнеев (маст. В. Юсова), Г. Аркос, А. Масс

В ролях: С. Максачев, Г. Горячев, М. Шашков, А. Краснов, А. Гуляев, О. Жданов и др.

МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ

Сочинение М. Горького

Авторы сценария, режиссеры Роман Ершов, Фарид Давлетшин

Операторы Ю. Любшин, С. Мачильский (маст. В. Юсова)

Художник Д. Ермолаев

В ролях: Ф. Сухов, Ю. Назаров, Р. Филиппов, Н. Орлова, В. Гемс, Б. Ардов, Г. Реутов

«ИДИОТЪ»

Сочинение Ф. Достоевского

Автор сценария, режиссер Владимир Тумаев

Оператор Валерии Мюльгаут (маст. В. Юсова)

В ролях: Б. Плотников, А. Новиков

«БЕСКОНЕЧНОСТЬ» (отрывок)

Автор сценария, режиссер Марлен Хуциев

Операторы Александр Карюк, Геннадий Карюк, Вадим Михайлов

В ролях: Владислав Пильников, Алексей Зеленов, Марина Хазова и др.

Елена Ульянова, киновед
Фото Дениса Филиппенкова

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!