Выставка «КИНО — ЗЕРКАЛО ЭПОХИ» открылась в Доме русского Зарубежья


В Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына 3 ноября открылась выставка «КИНО — ЗЕРКАЛО ЭПОХИ. Советский киноплакат в истории русского зарубежья». В экспозицию вошли советские киноплакаты из фондов отдела изоизданий Российской государственной библиотеки и вырезки рецензий на советские фильмы из эмигрантской прессы. Главная задача выставки — популяризировать советские картины 1920-30-х годов и показать зрителям разных поколений ценность и величие классики советского кино.

По мнению кураторов выставки, чтобы по-настоящему погрузиться в киноленты начала XX века, важно понимать время и контекст создания картины. Именно поэтому на выставке представлены отзывы зарубежных зрителей. Они зафиксировали индивидуальный и коллективный опыт смотрения, в них есть описание оригинальных кадров, нестандартных приемов. Например, первый звуковой художественный фильм «Путевка в жизнь» (1931) Николая Экка современные зрители могут увидеть только в «восстановленной» версии. А благодаря сохранившемся рецензиям зрители и исследователи могут приблизиться к оригинальному, историческому опыту кинопросмотра.

Кроме того, важная особенность выставки — это представление именно зарубежных отзывов, так как они демонстрируют «взгляд извне». Таким образом внутри экспозиции появляется целое поле для пересечения значений и смыслов. Оно позволяет сравнить собственный опыт смотрения классики с ее непредвзятыми оценками, или наоборот, с ангажированными рецензиями, которых тоже было немало. Ведь многие эмигранты считали советские киноленты пропагандой и скептически относились к художественной ценности отечественных картин.

Во время официального открытия выставки «КИНО — ЗЕРКАЛО ЭПОХИ. Советский киноплакат в истории русского зарубежья» 2 ноября выступил куратор экспозиции, Президент Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России Филипп Кудряшов. По его словам, для него очень важно донести до посетителей выставки, что нельзя использовать слово «пропаганда» по отношению к искусству. Ведь в любом произведении есть своя художественная ценность и уникальная особенность, как это было, например, с фильмом Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Несмотря на то, что картина была заказной, весь мир увидел и признал необыкновенный талант советского режиссера. Исследователи по всему миру до сих пор пытаются разгадать его приемы, а по монтажным склейкам — обучают студентов творческих вузов.

«Мне, как продюсеру, очень важно донести до наших коллег кинематографистов, что мы не должны повторять ошибок. Не должны появляться отзывы «пропаганда». Это искусство, которое может быть разным, но, прежде всего,  — это не пропаганда. Я очень надеюсь, что на эту выставку будут приходить молодые люди, которые будут смотреть, изучать и пытаться понять, что такое советское кино. И учитывать, что на него есть разные взгляды, как есть и разные взгляды и на современное отечественное кино», — поделился Филипп Кудряшов. 

Выставка будет проходить до 26 февраля 2023 года.
Организаторы выставки: ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына», Российская государственная библиотека, Центральный музей кино, Госфильмофонд России.
Проект реализуется при поддержке Департамента культуры города Москвы, Фонда «История Отечества», Фонда наследия русского зарубежья.
Куратор выставки – Филипп Кудряшов, президент гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России, директор Компании «Вифсаида».
Выставка участвует в государственной молодежной программе «Пушкинская карта».

Фотографии: Maria Krosh