V Премия Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России (по итогам 2025 года) в области аудиовизуального творчества и исследования искусства экрана и художественной критики принимает заявки на участие.
Желающие принять участие в Премии Гильдии киноведов и кинокритиков СК России должны заполнить форму заявки:
О КИНОПРЕМИИ
Учреждённая в 2021 году, Премия присуждается по итогам календарного года с целью поощрения лучших достижений в сфере отечественного кино, а также исследования и критического анализа кинематографа в целом.
Гостями церемонии станут известные актёры, телеведущие, режиссёры, сценаристы, члены Союза Кинематографистов России.
Регламент Премия Гильдии киноведов и кинокритиков утвержден на заседании Секретариата СК России, что придает Премии статус общесоюзной.
РЕГЛАМЕНТ ПРЕМИИ ГИЛЬДИИ КИНОВЕДОВ И КИНОКРИТИКОВ СК РОССИИ В ОБЛАСТИ АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА, ИССЛЕДОВАНИЯ ИСКУССТВА ЭКРАНА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КРИТИКИ
Учредитель Премии:
Гильдия киноведов и кинокритиков СК России.
Цели и задачи:
— Премия Гильдии киноведов и кинокритиков СК России присуждается по итогам календарного года с целью поощрения лучших достижений в области экранного творчества, его исследования и критического анализа.
Для подготовки и вручения ежегодной Премии Оргкомитет формирует из членов Гильдии две комиссии:
- Комиссию Премии в области аудиовизуального творчества, задачей которой является отбор номинантов в области искусства экрана за текущий период.
- Комиссию Премии в области киноведения и кинокритики, первоочередной задачей которой является отбор работ по истории и теории искусства экрана, аудиовизуальной культуры и текущему кинопроцессу;
— Комиссии по премии формируются из авторитетных, активно действующих историков и теоретиков искусства экрана, кинокритиков и архивистов, являющихся членами Гильдии.
Присуждение Премии в области аудиовизуального творчества будет включать несколько этапов.
В течение года Комиссия по Премии в области аудиовизуального творчества собирает предложения профессионального сообщества всех регионов страны по соответствующим номинациям:
— «фильм года» (игровое, документальное или анимационное произведение экрана любой длительности, жанра и формата, отразившее «нерв времени»);
— «поиск киноязыка» (лучшая режиссура, монтаж);
— «новаторская драматургия»;
— «яркое визуальное решение» (работа художников и операторов, спецэффекты);
— «актер года» (включает главные и второстепенные мужские и женские роли);
— «оригинальное звуковое решение» (музыка, шумы и проч.)
— «лучший восстановленный (найденный) фильм»;
На соискание Премии могут выдвигаться произведения экранного творчества любой длительности, вида и жанра, впервые публично показанные в России в течение календарного года.
На втором этапе Комиссия формирует списки из 3-5 лидеров по каждой номинации.
На третьем этапе Оргкомитет Премии рассылает анкеты со списком номинаций, предложенных Комиссией, и ссылками на фильмы всем членам Гильдии – членам Союза кинематографистов РФ, что позволит охватить голосованием максимальное количество профессионалов.
При этом Премия будет следовать за «живым» кинопроцессом и подходить к формированию списка номинаций достаточно гибко, допуская возможность в том или ином году исключение (или наоборот, включение) той или иной номинации.
Результаты третьего этапа голосования подсчитываются Счетной комиссией, результаты опечатываются и передаются в Оргкомитет премии.
Ротация обеих Комиссий осуществляется раз в два года на заседании Оргкомитета и двух комиссий перед началом нового премиального цикла.
Номинации в области киноведения и кинокритики:
— Теория искусства экрана – за работы, в которых исследуются фундаментальные вопросы кинематографа в широком смысле, его место среди других искусств и в культуре и обществе в целом;
— История экранного творчества – за работы, в которых исследуются различные аспекты кинематографа в диахронном его аспекте; за снабжённые научным аппаратом публикации архивных текстов о кино, фильмографическая, справочная, библиографическая литература о кино, включая короткий метр и сериальную продукцию;
— Художественная критика – за работы, в которых анализируются современные фильмы и современный кинопроцесс в целом;
— Мемуары о кино – за работы, основанные на личном опыте их авторов и не являющиеся исследовательскими;
— Sine charta (без бумаги) – за работы, являющиеся киноведческими или кинокритическими по методологии, но не являющиеся письменными текстами;
— Мастеру – профессиональным киноведам и кинокритикам по совокупности их работ;
— Премия имени Мирона Черненко — за честь, достоинство и вклад в профессию.
Специальные призы:
— «фильм фильмов» (за лучший фильм-лауреат нашей Премии прошлых лет);
— «вклад в киноискусство».
Дату и место проведения Торжественной церемонии Премии определяет Оргкомитет премии.
Президент
Гильдии киноведов и кинокритиков СК России К.Э.Разлогов
2020 год
25 декабря 2024 года в Белом зале Центрального дома кинематографистов состоялась Церемония награждения победителей 4 Премии Гильдии киноведов и кинокритиков СК России в области кино, исследования киноэкрана и художественной критики. Это событие для профессиональной среды важное, так как ставит маркеры в хаотичном движении российского кинопроцесса.
Церемония была вполне домашней по атмосфере, с показом роликов, музыкальным сопровождением Московского джаз бэнд Никиты Агафонова, помощниками –волонтерами из 10 «ж» класса школы 1468, подносившими призы и дипломы, обаятельными ведущими — Президентом Гильдии, лауреатом Премии ТЕФФИ, телекритиком Наталией Примаковой и кинорежиссером, учредителем Премии «Золотая свеча» Сергеем Зайцевым, лауреатом Третьей Премии Гильдии за «Лучший неигровой фильм» «Мой мастер Класс». Финальной частью Церемонии был киноведческий сюрприз от вице-президента Гильдии Николая Майорова, мастера реставрации цифровым способом архивного кино. Гости и участники мероприятия смогли посмотреть в цвете первый советский рисованный фильм Татьяны Басмановой, Валентины и Зинаиды Брумберг «Сказка о царе Салтане». Он был создан во время Великой Отечественной войны по одноимённой сказке-поэме А. С. Пушкина и восстановлен к 225-летию поэта .
СПИСОК ПОБЕДИТЕЛЕЙ 4 ПРЕМИИ ГИЛЬДИИ КИНОВЕДОВ И КИНОКРИТИКОВ СК РОССИИ в области аудиовизуального творчества, исследования искусства экрана и художественной критики.
Принципиально новым в этом сезоне было присуждение не только призов, но и дипломов в номинации с подписью за что!
НАГРАДЫ в номинациях в области аудиовизуального творчества:
ЛУЧШЕЕ РЕЖИССЁРСКОЕ РЕШЕНИЕ:
Алексей Романов, «Легенды белых снегов»
Диплом: За режиссёрское воплощение высокого смысла народного предания
Владимир Грамматиков, «Смотри на меня», ПРИЗ
Диплом: За достоверную образность сложной исторической эпохи
Михаил Лукачевский, «Там, где танцуют стерхи»
Диплом: За поэзию становления человеческих отношений
Наталья Назарова, «Филателия»
Диплом: За глубокий психологизм и лиричность истории
ДРАМАТУРГИЯ КИНО:
Любовь Борисова, Алексей Романов «Легенды белых снегов»
Диплом: За единство сценарного и режиссёрского воплощения легенды и были
Андрей Кончаловский, Елена Киселёва, «Смотри на меня», ПРИЗ
Диплом: За драматизм конфликта и правду жизни
Виктор Тихомиров, «Евгений Телегин»
Диплом: За бесстрашное соединение классики и авторской самобытности
ЛУЧШИЙ АКТЁР/АКТРИСА ГОДА:
Мария Смольникова, «Лиссабон»,
Диплом: За образ женщины, ищущей себя в потерянном мире
Александра Урсуляк, «Смотри на меня», ПРИЗ
Диплом: За исторический масштаб в изображении конкретного женского характера
Алина Ходжеванова, «Филателия»
Диплом: За создание образа обездоленной, как самого полноценного члена общества
ЛУЧШЕЕ ВИЗУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ (оператор и/или художник):
оператор Иван Ирвачев,
художники Юрий Сучков, Елена Семёнова, «Евгений Телегин»
Диплом: За поэтичный образ позднесоветской деревни
оператор Андрей Найдёнов,
художник Светлана Филиппова, «Лиссабон» ПРИЗ
Диплом: За каллиграфичное изображение и живописность мизансцен
оператор Алишер Хамидходжаев, ПРИЗ
художник Мария Турская, «Смотри на меня»
Диплом: За многослойный мир семьи в пространстве роуд-муви
оператор Андрей Вакорин,
художник Денис Думан, «Позывной «Пассажир»»
Диплом: За честность в обращении к остросовременной трагической теме
ЛУЧШЕЕ ЗВУКОВОЕ РЕШЕНИЕ:
композитор Андрей Карасёв,
звукорежиссёры Вадим Круглов, Александр Самофеев, Тимофей Шестаков,«Лиссабон», ПРИЗ
Диплом: За виртуозное переплетение музыкальной темы с шумами
композитор Александр Муравьёв,
звукорежиссёр Евгений Горяинов, «Эра»
Диплом: За бескомпромиссный звуковой портрет современной эпохи
композиторы Савва Розанов, Игорь Яковенко,
звукорежиссёр Алексей Чинцов, «Ненормальный»
Диплом: За музыкальный образ фильма, вселяющий надежду
ЛУЧШИЙ ДЕБЮТ:
«Ласточка», режиссёр Малика Мухамеджан
Диплом: За изящную психологическую разработку мелодраматического сюжета
«Ненормальный», режиссёр Илья Маланин, ПРИЗ
Диплом: За личную историю, которая учит быть свободным
«Эра», режиссёр Вениамин Илясов
Диплом: За силу безжалостной метафоры
ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ:
«Не включайте свет», режиссёр Алексей Игнатов
Диплом: За остроумное воплощение эпизодов детства
«Расцветшая зима», режиссёр Александр Бруньковский, ПРИЗ
Диплом: За красоту и человечность
«Ручей, бегущий в горы», режиссёр Александр Храмцов
Диплом: За сочетание сказки и были
«Спать хочется», режиссёр Игорь Волошин
Диплом: За дерзновение современно прочитать А.П. Чехова
Анимация. СТУДЕНТЫ И ДЕБЮТАНТЫ:
«Вчера мне было 9 лет», режиссёр Тимофей Скисов
Диплом: За светлое чувство детства в душе автора и на экране
ЛУЧШИЙ НЕИГРОВОЙ ФИЛЬМ:
«Мастер движения. Александр Ширяев», режиссёр Виктор Бочаров
Диплом: За открытие и сохранение шедевров раннего русского кино
«Мастера звукорежиссуры «Мосфильма», режиссёр Андрей Поповян
Диплом: За память о великих коллегах, наполнивших кино новым звучанием
«Против ветра», режиссёр Татьяна Соболева, ПРИЗ
Диплом: За авторский поиск в постижении сути жизни
ПРИЗЕРЫ 4 ПРЕМИИ ГИЛЬДИИ КИНОВЕДОВ И КИНОКРИТИКОВ СК РОССИИ 2024
ПРИЗ «СОБЫТИЕ ГОДА» — «Крест» режиссёр Сергей Дебижев
продюсеры Наталия Дебижева, Михаил Скигин, Виталий Баранов
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ УНИКАЛЬНОМУ ПРОЕКТУ — «ЛЕНИНГРАДСКОЕ КИНО. ЛЮДИ. ГЕРОИ И ЛЕГЕНДЫ», СПб, продюсеры Вячеслав Сорокин, Валентина Горошникова
ПРИЗ В НОМИНАЦИИ:
«ЛУЧШЕЕ РЕЖИССЁРСКОЕ РЕШЕНИЕ» — Владимир Грамматиков, «Смотри на меня»
«ДРАМАТУРГИЯ КИНО» — Андрей Кончаловский, Елена Киселёва, «Смотри на меня»
«ЛУЧШИЙ АКТЁР/АКТРИСА ГОДА» — Александра Урсуляк, «Смотри на меня»
«ЛУЧШЕЕ ВИЗУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ (оператор и/или художник)» —
оператор Андрей Найдёнов, художник Светлана Филиппова, «Лиссабон»
оператор Алишер Хамидходжаев, художник Мария Турская, «Смотри на меня»
«ЛУЧШЕЕ ЗВУКОВОЕ РЕШЕНИЕ (композитор/звукорежиссер)»
композитор Андрей Карасёв,
звукорежиссёры Вадим Круглов, Александр Самофеев, Тимофей Шестаков, «Лиссабон»
«ЛУЧШИЙ ДЕБЮТ» — «Ненормальный», режиссёр Илья Маланин
«ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ» — «Расцветшая зима», режиссёр Александр Бруньковски
«Анимация. СТУДЕНТЫ И ДЕБЮТАНТЫ» — «Вчера мне было 9 лет», режиссёр Тимофей Скисов
«ЛУЧШИЙ НЕИГРОВОЙ ФИЛЬМ» — «Против ветра», режиссёр Татьяна Соболева
Призеры и дипломанты 4 Премии Гильдии в области исследования искусства экрана и художественной критики по итогам 2024 года
Приз в номинации: Мастер – Карахан Л.М. за многолетнюю профессиональную деятельность
Премия имени Мирона Черненко – Цыркун Н.А. За честь, достоинство и вклад в профессию
Приз в номинации: Sine charta (без бумаги) — Редакция кинопрограмм канала ОТР за интересные и отвечающие критериям киноведения программы показов произведений отечественного и мирового киноискусства.
Приз в номинации: История экранного творчества – «Ленфильм»: время перемен (1980–1990) / Российский институт истории искусств. — Санкт-Петербург: Издательский дом «Петрополис», 2023. —354 с. Ответственный редактор и составитель доктор искусствоведения В. Ф. Познин.
Приз в номинации: История экранного творчества – Сальникова Е.В. Авантюрное пространство Великого Немого: настроения и подтексты — М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2024. – 456 с., ил.
Приз в номинации: История экранного творчества – Фомин В. И.
На пепелище. Советское послевоенное кино. 1945–1953 гг. Документы и свидетельства. Книга первая. М.: Канон РООИ+ «Реабилитация», 2023. — 700 с. илл.
Диплом в номинации: История экранного творчества — Юдин К.А. Советская кинополитика накануне и в период «холодной войны». – Иваново, 2023. – 430 с.
Диплом в номинации: История экранного творчества — Федоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И. Эволюция теоретических киноведческих концепций в журнале «Искусство кино» (1931-2021). М.: Директ-медиа, 2024. 378 с.
Диплом в номинации: Теория искусства экрана – Визуальный образ и его медиум: культурные контексты и интерпретации / Отв. ред. И.Н. Захарченко и О.М. Щедрина. М.: РГГУ, 2023. 225 с.
Оргкомитет Премии, отв. Т.В. Москвина